Рубим баксы

Рейтинг сайта

Пообщаемся

Tak.ru



Полезное

Обменник, обмен webmoney в Украине
загрузка...

Полезное 2

<
Аварский орнамент
Автор: Администратор   
20.12.2011 10:14

 

Впервые аварское оружие из общедагестанского выделила Э.В. Кильчевская /Кильчевская,Иванов, 1959, 64—68; Кильчевская, 1962, 86—96; 1965, 100—112/. Ей' же принадлежит анализ его орнаментики. Оружейное производство в аварских районах — Гунибском, Аварском, Андийском округах — не было массовым, по-видимому, оружие изготовлялось на заказ и украшалось с особой тщательностью. Оно не подверглось стандартизации в той мере, как массовое кубачин-
ское и лакское. Орнамент на аварском оружии общедагестанский, стилизованный, растительный, сходный с кубачинским и лакским; широко распространены асимметричная заросль или симметричная ветка. Поверхность всех элементов разработана у аварцев легкой гравировкой. Чернь применялась мало, в
основном для обрамляющей рамки. Характерным признаком аварского орнамента является очень глубокая выборка фона, благодаря которой орнамент четко, "чеканно" (как пишет Э. В. Кильчевская) выделяется на темном, канфаренном точками фоне. Важным признаком аварских изделий является также большая, чем в кубачинских илакских вещах, разреженность орнамента, что также благоприятствует четкости рисунка. Аварскому орнаменту присуща специфическая деталь — многие Элементы орнамента заканчиваются завитком с маленьким кружочком на конце.
 
Первой атрибутированной оружейной аварской работой был кинжал, выполненный знаменитым мастером Чаландаром из селения ГамСутль, найденный и описанный Э. В.Кильчевской. .Несколько атрибутированных аварских изделий хранится в Государственном Историческом музее. Прекрасным симметричным
орнаментом украшен кинжал, изготовленный известным мастером Магомедом Газисвым (13353 ГИМ) из селения Гоцатль. Достаточно свободный фон придает орнаменту легкость и четкость. Техника исполнения — глубокая гравировка с чернью. Слева на устье ножен указаны имя мастера, название селения и дата изготовления: "Мухамед, Гоцатль, 1328" (1910 г.). Подписанными изделиями того же мастера являются также женский пояс (14512 ГИМ) и наконечник мужского пояса (13355 ГИМ). Симметричным орнаментом украшены детали сабли, которая, по сообщению бывших владельцев, является работой аварского мастера (14038 ГИМ). Такой же орнамент украшает мужской наборный пояс работы мастера Гаджиява Магомёдбекова из селения Гоцатль, сделанный для собственного употребления, с арабской надписью: "Владелец Гаджияв, 1918 г."
 
Образцом аварского асимметричного орнамента (соответствующего кубачинскому мархараю) является декор кинжала, на устье ножен которого находится арабская надпись: "Работал Сайд" (13532 ГИМ). Об этом мастере известно, что он жил и работал в селении Каронай*. Орнамент выполнен глубокой гравировкой, очень мелко и изящно, с характерной для аварского мархарая чертой — многие элементы, в частности повторяющиеся детали каймы, заканчиваются завитком, образующим маленький кружочек на конце. Прекрасным крупным "чеканным" мархараем украшены ножны кинжала работы
мастера Исхака (14409 ГИМ). Мархараем в виде тамги украшена головка газыря, на которой по-арабски сделана надпись "Гаджияв" — аварская форма имени позволяет считать газырь работой аварца (13533 ГИМ). Другой вид аварского мархарая можно видеть на кинжале, устье ножен которого слева имеет арабскую надпись: "Работал Апанди, владелец Зульфук". По сообщению владельца кинжала, этот мастер — аварец, он жил и работал в селении Могох. Орнамент построен на свободно вьющихся стеблях с круглыми лепестками, листьями и другими деталями. Несмотря на сложную композицию, рисунок не выглядит перегруженным благодаря достаточно свободному фону. Аналогичный орнамент украшает и кинжал, мною виденный еще у одного жителя того же селения.
 
Кроме чисто аварских мархарая и тутты встречается орнамент, выполненный аварским мастером в черкесском стиле. Такой работой является шашка, на устье ножен которой стоит арабская надпись: "Работал Мухаммед сын Малича, владелец — Мухаммед сын Мухаммеда, 1300" (1882/83). Мы видим характерные черкесские круги, но в разработке деталей присутствуют чисто аварские элементы — мелкий очень тщательно выполненный мархарай с характерными кружочками на концах завитков (13363 ГИ М).
 
Несколько выпадает из общего аварского стиля и орнаментом, и техникой исполнения декор ножен сабли из собрания Эрмитажа — по золотой поверхностной насечке он ближе к закавказским, а не дагестанским изделиям; надпись же "Мастер лезгин* аварский Абакар" свидетельствует о
его аварском происхождении.
 
 


Карта сайта