Рубим баксы

Рейтинг сайта

Пообщаемся

Tak.ru



Полезное

Обменник, обмен webmoney в Украине
загрузка...

Полезное 2

<
Холодное оружие
Автор: Администратор   
26.12.2011 13:50

 

В музейных собраниях хранится значительное количество холодного и огнестрельного оружия, изготовленного в городах и селениях Закавказья
 
Сабли.
 
Сохранилось значительное число сабель и другого холодного оружия, сделанного в Грузии и датированного XVIII-XIX вв. Русские послы, побывавшие в Имеретии в 1651 г., следующим образом описывают бытовавшие там сабли: "Сам царь и всех чинов люди ходят в церковь
с саблями, кинжалами... А сабли все кизылбашские да немецкие. Привозят Черным морем. А сабли не по-русски, кабы что нож висит на бедре" /Посольство, III/. Думается, здесь речь идет об оружии, которое в XVIII—XIX вв. будет известно: "сабли кизылбашские" как сабли иранского типа, а "сабли немецкие" как шашки, клинки которых имеют европейские клейма и надписи. Кстати, именно шашки носились на поясе, как ножи. В XV1II-XIX вв. в Грузии бытовали сабли разных типов.
 
1. Грузинские сабли иранского типа. Они имеют рукояти, сходные с иранскими, но и отличающиеся от них. Сходство состоит в железных четырехъязычковых колпачках на головке в таких же как иоанекие железных крестовинах с плоской, без ребер, поверхностью, но корот-кими, в отличие от иранских, поперечными концами, завершающимися сплющенными с боков шариками. Встречаются также длинные крестовины, расширяющиеся к концам.
 
Черен отличается от иранского — он расширен внизу и постепенно сужается к головке, в разрезе имеет овальное сечение. Головка расположена к черену под прямым или тупым углом. Рукояти деревянные, оклеенные черной кожей, большей частью цельные, насажены на узкий хвостовик клинка. У некоторых сабель черен, так же как у иранских, состоит из двух половин, наложенных на широкий хвостовик клинка и скрепленных заклепками. Кожей обтянуты только эти половинки, между которыми виден хвостовик. Ножны сходны с иранскими. Они состоят из двух дощечек, обтянутых шагреневой черной кожей, нередко украшенной выпуклым геометрическим или растительным орнаментом. Прибор ножен состоит из двух обоймиц и наконечника. Обоймицы небольшие, овальные, с ромбическими или овальными гнездами для портупеи, выкованные из цельного куска железа. Наконечник железный, овальный в сечении, к концу плавно сужен и закруглен; верхняя часть его арочной или треугольной формы часто спрятана под кожаную муфту.
 
Все металлические детали прибора украшены инкрустацией. Применялась инкрустация двух типов: внутренняя и поверхностная. При внутренней инкрустации толстая латунная проволочка вбивалась в глубоко прорезанные бороздки с зигзагообразными краями (для удержания проволоки), а сама она заглаживалась заподлицо с поверхностью металла. При поверхностной инкрустации на заштрихованную плоскость металла набивались серебряные или латунные проволочки; для утолщения линии рисунка проволочки набивались рядом друг с другом. Орнамент был растительным состоящим из крупных и мелких розеток, стеблей и листьев. Иногда растительный орнамент дополнялся небольшими медными накладками в виде стилизованных фигурок змеи, льва и других животных.
 
На грузинских саблях иранского типа клинки бывают трех разных видов
 
Настоящие иранские булатные клинки XVIII в. встречаются довольно редко. Значительно чаще речь может идти о стальных клинках кавказской работы, воспроизводящих форму иранских клинков, на которых выполнены подражания иранским надписям.
 
Встречаются стальные малоизогнутые клинки с долами, с изображениями и клеймами западноевропейского типа. Такие клинки особенно характерны для шашек и описаны подробно в гл. I в разделе "Холодное оружие". Как правило, они являются изделиями кавказских мастеров, воспроизводящими популярные европейские марки. Для грузинских сабель особенно популярны клейма гурда и волчок.
 
Наиболее распространены стальные малоизогнутые клинки с долами и выбитыми клеймами. Долы, как правило, встречаются в следующих сочетаниях: два широких, или три узких, или два широких и один узкий. На расстоянии 1 /4 от острия обух сведен на нет; с правой или с обеих сторон клинка расположены клейма, выбитые штампом фигуркой формы с арабскими надписями. Надписи содержат имя мастера в формуле "Работал такой-то", или просто имя, иногда дату, слово "испробовано", изречения, например: "Работал Мухаммед, 1273" (1856/57), здесь же — "Мастерская Эндср-хана" и изречения "То, что угодно Богу", "Помошь от Бога и победа близка", "Работал Мухаммед, 1300" (1882/83), "Работал Мур... 1280" (1863/64), "Работал Али", "Работал Осман", "Работал, испробо вано", "Абдул-Меджид". Иногда на одном клинке встречаются несколько клейм, иногда даже клейма с разными именами мастеров, на— пример "Работал Али" и "Работал Осман". Как видим, все имена мусульманские. По имеющимся в нашем распоряжении источникам мы не можем заключить, каково происхождение этих мастеров, были ли они дагестанцами-отходниками или старожилами Тифлиса. В "Кавказском календаре" за 1845—1850 гг. в Тифлисе значатся только три мастера, имеющие мусульманские имена (Уста Мамед 1850, Ибрагим Мамед-оглы 1829—1850, Ибрагим Хан-оглы, 1846). В 1867 г. в документах о выборе старшины цеха оружейников значилось всего четыре мастера с мусульманскими именами (Казар Абдул-оглы, ФарасАбдул-оглы, Казар Ангрит-оглы, Джабар Шашал-оглы), подписались они по-грузински, следовательно, были старожилами Тифлиса.
 
На двух клинках этого типа (один — на сабле того же образца, второй — на шашке) имеется по восьмиугольному клейму точно такой же формы, что и клейма с арабской надписью. В этих клеймах находится изображение сидящего льва, держащего саблю, к ногам льва примыкает овал с армянскими буквами внутри. Однотипность восьмиугольных клейм с арабскими и армянскими надписями наводит на мысль: не вышли ли все эти клинки из одной мастерской? Думается, что клинки эти произведены были в Тифлисе, так как точно такие же клинки встречаются на шашках, серебряные детали которых маркированы тифлисскими пробирными клеймами и украшены грузинской орнаментикой.
 
По орнаменту и технике украшения прибора грузинские сабли иранского типа разделяются на подгруппы:
 
а) в одной из них детали прибора украшены глубокой инкрустацией, орнаментом, состоящим из стилизованных и геометризованных крупных розеток в обрамлении стилизованных листьев и линий; иногда украшения выполнены поверхностной насечкой из тонких проволочек, расположенных близко друг от
друга и набитых по процарапанному поперечными штрихами фону; орнамент состоит из крупных розеток, обрамленных мелким и очень густым рисунком из бутонов, листьев, розеток, завитков и т.п.;
 
детали прибора бывают украшены при помощи медной или латунной поверхностной насечки примитивным стилизованным растительно-геометрическим орнаментом. Такой тип орнамента встречается на рукоятях армянских кинжалов. У этой подгруппы отличается и рукоять — не цельная, а состоящая из
двух половинок, скрепленных заклепками.
 
б) для другой характерна занимающая центральную часть деталей прибора медная накладка в виде стилизованной фигурки льва, которую обрамляет стилизованный растительный орнамент с листьями и ветвями и геометризованные розетки, выполненные глубокой инкрустацией. Сабли иранского типа иногда имеют дополнительные украшения, которые свидетельствуют об их бытовании у хевсуров — горного народа грузинской группы.
 
2. Хевсурские сабли. Клинки у этих сабель такие же, как и у остальных сабель иранского типа. Черен рукояти опоясывают ободки из
белого металла или латуни; ободки могут быть простой или фигурной формы, гладкие или украшенные гравировкой и чернью. Между ободками набиты декоративные кружочки, поверхность которых украшена точками. Иногда такие кружочки имитируются на пластинках. Эти кружочки имеют выпуклую полусферическую форму. У сабель с хевсурскими элементами в украшении головки рукоятей часто не составляют прямого угла с череном рукояти, а отклонены от него на 130—135°, причем это не первоначальные головки, а сделанные, видно, позже из того же материала, что и ободки на черенс, они имеют форму конуса. Повидимому, это расположение головок
соответствовало вкусу хевсуров.
 
Ножны сабель имеют много медных и латунных накладок: широкие устье и наконечники, боковые прокладки и поперечные ободки в средней части. Обоймицы две, они представляют собой простые медные оковки или железные петли, продетые сквозь медные обоймицы; концы петель разведены.  Так же как и палаши, хевсурские сабли носили на плечевой портупее.
 
3. Сабли с "юбкой". Клинки этой группы сабель разные, но, как правило, европейского типа, встречаются гурда и немецкие клинки XVIII в., украшенные гравировкой. Рукояти отогнуты на 30 к лезвию,возможно, для удержания оружия в руке при сильном ударе. Головка имеет форму клюва. Головка и основание рукояти окованы серебряными пластинками, украшенными ложной зернью и филигранными косицами; черен обвит серебряными узкими пластинками с крупной ложной зернью, чередующимися с филигранными косичками. Рукоять утапливается в ножны по самую головку. Деревянные ножны обтянуты черной или цветной, например зеленой, шагреневой кожей. Устье,предназначенное для утаплнвання рукояти, расширено, наклонено в сторону лезвия и открыто сверху. Обоймицы широкие, украшены поперечными полосами гравированного растительного орнамента. Левая сторона их гладкая с припаянной серебряной петлей для подвешивания. К нижней обоймице наглухо прикреплена конусообразная толстая"юбочка" из красного сафьяна, иногда обтянутая 
сверху коричневым бархатом. Э.Э. Ленц считал, что воронкообразный футляр предохраняет ножны от трения о седло и стремя /Lenz, 182—190/. Е.Н.Денисов полагал, как нам кажется справедливо, что предположение Э.Э. Ленца верно для парадного оружия. Простую же шагрень, обтягивающую ножны этих сабель, предохранять не имело смысла /Денисов, 30/.
 
4. Тифлисские сабли с широкими клинками и клювовидной рукоятью.О тифлисском их происхождении свидетельствует ряд признаков. 
Так, на крестовине и приборе ножен некоторых сабель золотой насечкой выполнен орнамент, подобный тому, который украшает точно атрибутированные тифлисские изделия; клювовидная форма рукояти близка к рукоятям грузинских сабель с "юбочкой". На одном из клинков имеется арабская надпись: "Работал Кеурк", т.е. Геурк Элиаров. Клинки этих сабель очень массивные, довольно длинные и широкие, их средняя длина составляет 81—83 см, а ширина — 3,6—4,5 см. Выполнены клинки из сварочной стали. С каждой стороны клинка расположено по одному широкому долу, окаймленному узкими желобками с обеих сторон. Рисунок стали виден по всей поверхности клинка или только между желобками. Елмань резко выражена и даже заточена.
 
Крестовина рукояти длинная,плоская, с расширяющимися концами. На некоторых крестовинах и клинках золотой поверхностной насечкой нанесен орнамент, состоящий из розеток, головки которых напоминают чаши, из крупных листьев, четырех- и пятилепсстковых розеток, трех и пятилепестковых розеток в профиль, мелких цветочков, листочков округлой формы. (Подобный орнамент украшает также клинки, рукояти и детали прибора ножен кинжалов и шашек, имеющих надписи, указывающие на работу тифлисских мастеров.) Рукояти цельные, костяные или роговые, с головкой клювовидной формы, в центре которой иногда ясно обозначен глаз. Черен отчеркнут двумя поперечными полосками. Ножны деревянные, обтянуты черной шагреневой кожей. Прибор состоит из двух обойм ни, прямо угольной формы с круглым гнездом для кольца и большого железного наконечника с гребнем. Верхняя часть наконечника иногда спрятана под кожу. Прибор нередко украшен золотой поверхностной насечкой. На клинках трех из семи сабель этого типа ( сделаны арабские надписи. 
 
Сабля 7232 имеет узкий, иранского типа булатный клинок (единственный из этой группы), на котором золотой насечкой сделана арабская надпись "Генералу Ермолову от свободного общества Акуша в Г235" (1819/20) в сопровождении очень красивого растительного орнамента тифлисского типа, выполненного также золотой насечкой.
 
На сабле №7321 (с обычным для этой группы клинком) имеются арабские надписи: "Воистину, мы даровали тебе победу", "То, что угодно Богу", "О, Аллах, о, Мухаммед, о, Али", т.е. набор стандартных арабских изречений, часто встречающихся на мусульманском оружии. На клинках сабли № 3108 с одной стороны находится арабское изречение "Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфакара"; надпись сделана красивым почерком, но со множеством ошибок; по-видимому, пишущий не знал арабского языка.С другой стороны находится арабская надпись "Работал Кеурк". Слово "работал" помещено в середину имени "Кеурк", разбивая его на две части, что для арабской надписи на оружии необычно. Клинок по форме напоминает турецкий, он широк, имеет елмань, но в отличие от последнего не утончен, а поэтому очень тяжел; переход к елмани не отделен бороздкой, резьбой или насечкой. Клинок является, по-видимому, работой знаменитого тифлисского оружейного мастера Геурка Элиарова. Наличие арабских надписей на клинках, даже имени Кеурк, передан ного арабской графикой, придавало большую экзотичность, "ориентальность" изделию. По-видимому, вся группа выполнена в 1820—1840 гг. XIX в. в Тифлисе.
 
Палаши. Из оружия с прямым клинком в музейных собраниях встречаются грузинские и хевсурские палаши XVIII—XIX вв.
 
1. Грузинские палаши XVIII в. однотипны. Они имеют клинки прямые, однолезвийные, нередко с долами по всей длине. На растоянии 1/4 — I /5 от острия обух сведен на нет и заточен; заточка конца клинка со стороны обуха прямая, со стороны лезвия закругленная. На клинках встречается клеймо гурда.
 
Головка рукояти палаша имеет крючковидную форму, она наклонена к лезвию примерно на 25° и немного выдвинута вперед. Деревянная рукоять обложена тремя металлическими пластинами, на основании гладкими, с гравированной поверхностью, на черене и головке украшенными филигранными проволочными косичками и полосками ложной зерни. Рукояти не имеют крестовины — защитного приспособления для руки — ив этом отношении сходны с рукоятями шашек. Головки грузинских палашей напоминают по форме головки ранних закавказских шашек (см. далее); они невелики, заострены и несколько выдвинуты вперед.
 
Ножны грузинских палашей имеют сходство с ножнами шашек, так как их устье приспособлено для вкладывания рукояти. Они деревянные, оклеены кожей или другим материалом. На устье, наконечнике и середине ножен использован различный материал: или кожа разного цвета, или бархат в сочетании с кожей. Устье ножен отогнуто в сторону лезвия и открыто сверху и сбоку.Обоймица у ножен одна, широкая, из позолоченного серебра или меди. Справа она украшена 5—6 поперечными полосками одинакового гравированного или резного растительного орнамента, отделенными друг от друга гладкими выпуклыми полосками; слева — гладкая,
с припаянной петлей того же материала.
 
2. Хевсурские палаши XVIII —XIX вв. имеют прямые однолезвийные клинки с двумя-трсмя узкими долами по всей длине. Но расстоянии 1/4 от острия обух сведен на нет, иногда заточен. Клинки бывают разного происхождения. А. Зисссрман описывает виденное им в Хевсурии в 1851 г. холодное оружие:"Прямые палаши, почти все с надписями: Gcnua, Souvenir, Vivat Stefan Batory, Vivat Husar, Solingen" с изображениями орлов, корон, всадников в ментиках" /Зиссерман, 89/. На хранящихся в музейных собраниях хевсурских палашах мы действительно видим различные западноевропейские надписи и клейма, среди которых преобладает гурда.
 
На клинке хевсурского палаша 5992 из собрания ГИМ находится надпись: "Vivat sein zaars Mayestcl PeterAlcxwits 1714" (Да здравствует его царское величество Петр Алексеевич 1714"), с другой стороны —"Vival Solingen" и изображение двуглавого орла. Этот клинок для русского палаша был выполнен в Золингене в 1714 г.
 
Крестовины рукояти у хевсурских палашей имеют иранский тип, обычный для грузинских сабель этого времени, — стальные, недлинные поперечные концы заканчиваются полусферическими шариками. Рукоять имеет форму, типичную для кавказских сабель XVIII в., хотя и с несколькими особенностями. Как обычно у кавказских сабель, черен,расширенный у крестовины, сужается к головке; однако он слегка наклонен в сторону лезвия, головка удлинена, немного опущена вниз, образуя с линией черсна угол 70°. В этом последнем и наблюдается отличие от кавказской рукояти, у которой черен прямой, а головка с череном составляет прямой угол. Головка сверху не закруглена, как обычно, а уплощена. Черен рукояти деревянный, оклеен черной или темно-коричневой кожей, украшен в типичной для хевсуров манере —опоясан ободками из латуни, меди или белого металла. Ободки могут быть с прямыми или фигурными краями; подобный же ободок покрывает головку. Между ободками на кожу набиты декоративные кружочки с точками или крупные кружочки полусферической формы; иногда кружочки с точками вычеканены на ободках.
 
Ножны состоят из двух деревянных пластин, оклеенных кожей. Они имеют много медных или латунных накладок: широкие устье и наконечник, оковки побокам в средней части и шесть-десять поперечных ободков. Одна или две обоймицы представляют собой железную петлю, проходящую сквозь медную оковку, усиленную сше одной пластинкой; концы петли разведены в разные стороны.
 
Встречается еше одна разновидность хевсурского палаша, отличающаяся формой рукояти, прямой и плоской, как у кавказского кинжала, заканчивающейся головкой в форме колпачка с коническим верхом. Справа рукоять обложена латунными накладками с простым гравированным орнаментом;она соединена с клинком двумя заклепками с круглыми шляпками в виде невысоких розеток.
 
Прямые хевсурские палаши назывались "прангули" и были особенно широко распространены. Довольно много их сохранилось в музейных коллекциях. Хевсуры продолжали употреблять длинное холодное оружие и в довольно позднее время, т.е. в конце XIX — начале XX в., что было связано с особенностями общественного строя хевсуров и распространенным среди них обычаем кровной мести (об этом см. далее в разделе "Защитное оружие"). Оружие высоко ценилось, палаши в зависимости от качества имели особые наименования и цену. С. Н. Макалатия в работе "Хсвсурсти" (1940 г.) сообщает: "Особенно ценным считался меч "Давид Феррара", по всей Хевсуретии его осталось лишь несколько экземпляров, его стоимость— 25 коров; хорошим также считался меч "дедал русули" и оценивался в 20—22 коровы; наиболее распространенный прямой плоский меч "прангули" стоил 10—12 коров, "чарули"— 5—6 коров, "русули"  (русский)
— 2—3 коровы" /Макалатия,127/.
 
Шашки. Грузинские шашки появляются, по-видимому, на рубеже XVIII — XIX вв. Самая ранняя датировка относится к периоду 1804—1832 гг.: на шашках стоят клейма Тифлисского монетного двора.По некоторым особенностям конструкции рукояти шашек, имеющих пробирные клейма, грузинские шашки можно разделить на две хронологические группы.Конец XVIII — первая половина XIX в.
 
Рукояти имеют очень небольшие головки (высотой 2—3 см), несколько выдвинутые вперед, с сильно расставленными ушками. Клиновидный вырез неглубок и широк. Выдвинутая вперед головка напоминает головки грузинских палашей и сабель конца XVIII в. Рукояти сделаны из рога или кости, иногда обложены серебром. Эти серебряные рукояти бывают помечены клеймами Тифлисского монетного двора, употреблявшимися в 1804—1832 гг.
 
Для этих вещей, относящихся к первой трети XIX в., характерна разделка фона черточками, образующими ромбики. На более поздних вещах такая обработка фона уже не применялась. Деревянные ножны оклеены кожей, имеют расширенное устье. Довольно часто встречаются ножны черкесского типа, обтянутые красным сафьяном, украшенные накладками из черной или коми серебряным галуном. Распространены ножны, обтянутые черной или коричневой кожей. Серебряные детали редко употребляются в украшении ножен. Обоймицы и наконечник обычно выкованы из железа.
 
Портупеи делались из сыромятного ремня с небольшими серебряными или железными бляшками. На железные бляшки сверху накладывались серебряные пластинки, украшенные черневым геометрическим орнаментом. Клинки этой группы шашек бывают разного качества и разнообразны по форме. Встречаются как прямые, так и изогнутые клинки без долов. Из характерных шашечных клинков европейского типа чаще других можно увидеть гурду, аббас-мирза (с изображением солнца, звезд и полумесяца), волчок и т.п.
 
Вторая половина XIX — начало XX в.
 
Головки рукоятей увеличились до 3—4 см, утратили наклон вперед,получили полуовальную форму. Уши по-прежнему расставлены довольно широко. Встречаются голо вверх, как у северокавказской шашки, но с широко расставленными ушами. Рукояти целиком обложены серебром, украшенным  гравировкой, чернью и позолотой.
 
Ножны деревянные, обтянуты черной шагреневой кожей. Прибор— устье, обоймицы, наконечник —серебряные, украшены так же, как рукоять. Детали прибора ножен почти никогда не бывают фигурной формы. Обоймицы прямоугольные,на верхней с левой стороны припаян небольшой, косо поставленный прямоугольник— гнездо для ремня. Устье и наконечник также близки к прямоугольнику; нижний конец наконечника делался закругленным и не имел бородки.
 
Клинки этих шашек разнообразны: европейского типа, подлинные и местные; наиболее популярными были клинки с клеймом гурда. Довольно часто встречаются клинки с выбитыми клеймами, содержащими арабское имя мастера.
 
Серебряные детали шашек украшались чернью, гравировкой и зернью. Можно выделить несколько вариантов орнамента этого периода.
 
1. Густой и мелкий орнамент, состоящий из коротких толстых веточек с округлыми или заостренными листочками и цветочными розетками. Иногда он построен из более длинных стеблей с мелкими, отходящими от них листочками и цветочными головками, которые нередко превращаются в круглые точки на концах раздвоенных стеблей. Орнамент может быть как симметричным, так и асимметричным. Нередко в центре рисунка помещалась круглая цветочная или солярная розетка. Рисунок выполнялся чернью и обводился линией вторичной гравировки. Фон разработан штихелем мелкими зигзагами. Орнамент этого типа очень распространен по всему Закавказью: он встречается на оружии, помеченном тифлисскими клеймами, грузинской, армянской и арабской графикой, и также на закавказских поясах разнообразной формы.
 
Вариантом этого орнамента является следующий рисунок: стебли с усаженными мелкими округлыми цветочными головками или заостренными листочками образуют свободно расположенные, иногда перекрещивающиеся гирлянды; между ними изображены небольшие розетки с четырьмя отходящими от них завитками, напоминающими пауков; иногда эти розетки расположены отдельно в ромбе, образуя самостоятельный рисунок.
 
2. Орнамент, состоящий из крупных четырех- и шестилепсстковых розеток в окружении вьющихся стеблей с листьями, бутонами, трехлепестникамн; иногда розетки образуют центр каждой орнаментируемой детали; в других случаях они свободно разбросаны по всей украшаемой поверхности. Розетки, стебли и листья выполнены чернью; свободные от черни серединки образуют белый рисунок внутри черневого: в розетках это лепестки, в листьях и веточках — маленькие белые завитки и запятые (видимо, заимствованный у черкесов мотив). Фон рисунка очень мелко и густо гравирован зигзагами, иногда позолочен. Все элементы рисунка заключены в черневые рамки с белыми зигзагами. Иногда рамки имеют форму ромба. Орнамент этого типа встречается часто на вещах, помеченных клеймами Тифлиса. На некоторых предметах встречаются даты: 1849, 1850,1861 гг.
 
3. В орнамент нередко вкомпаиовывался (иногда располагался отдельно) круге сеткой внутри, напоминающий решето или сито. Это довольно распространенный в кавказской орнаментике мотив; такое сито встречается и на закавказских и на северокавказских изделиях. Нередко рисунок сито сопровождается двусторонней рамкой с опущенными вниз фестонами. Поверхность некоторых серебряных деталей покрывает сплошная черневая сетка, такая же, как и в сито. Большей частью такого рода сеткой украшены небольшие кинжалы с тифлисскими клеймами и надписями, но встречается она также  и на дагестанском оружии. Для выявления тифлисского происхождения оружия большое значение имеют пробирные клейма.
 
4. Орнамент состоит из крупных листьев, четырех-, пяти- и восьми-лепестковых розеток, профильных трех- и пятилепестковых цветов, розеток, наполовину срезанных, напоминающих чаши с выходящими из них стеблями или профильными цветами очень стилизованных двухлепсстников, побегов с завитками и с утолщенными головками, обращенными одна навстречу другой, изогнутых утиных головок, пальметт /и пол у пальметт/, сложных пальметт и т.п.
 
Орнамент выполнялся золотой поверхностной насечкой, значительно реже — серебряной и медной. Применялся для украшения железных рукоятей шашек  и кинжалов, устьев, обоймиц и наконечников ножен и стальных клинков. Кинжалы. Крупнейшим центром кинжального производства был Тифлис. Достаточно сказать, что в Тифлисе между 1842 и 1866 гг. было изготовлено 2840 оправ на кинжалы /Аствацатурян, История, 1,143/. Надо учесть, что это лишь официально зафиксированная цифра, которая составляла примерно 1/3 действительной продукции, не говоря уже о том, что делались кинжалы и без серебряных украшений и, следовательно, не фиксировались в пробирных учреждениях. С тифлисским производством мы связываем несколько групп кинжалов.
 
1. Кинжалы имеют сходные клинки и прибор. Серебряные детали прибора некоторых из них имеют клейма Тифлисского монетного двора, т.е. датируются временем с 1804 по 1832 г., что позволяет отнести всю группу к первой трети XIX в.Клинки выкованы из сварочной стали, их поверхность заполирована, протравлена лишь середина клинка, где виден узор букетного Дамаска. Длина клинков колеблется от 31 до 39 см, ширина — от 3,2 до 5,3 см. Клинки имеют резко клиновидную форму. Поверхность клинков украшена, при этом можно выделить несколько вариантов:
 
а) поцентрусобеихсторонклинка находится небольшое ребро; середина отчеркнута двумя неглубокими долами, которые на расстоянии 6—7 см от пяты переходят в узкие желобки. Поверхность между желобками украшена выпуклой пальметтой. Орнамент состоит из веток с головками цветов,завитков, лепестков; здесь же фигурный картуш с резным изображением сидящего льва на позолоченном фоне. Над пальметтой выбито листовидное клеймо, выложенное золотой пластинкой. В клейме арабская надпись, которую можно прочитать как "имтихан", т.е. "испробовано";
 
б) по центру с обеих сторон на расстоянии б—7 см от пяты расположены два неглубоких, нешироких дола, окаймленных узкими желобками; у пяты средняя часть отчеркнута такими же желобками, которые при переходе к долам образуют пальметту. Отходящие от пальметты двухлепсстники выполнены сквозной прорезью с выборкой фона. Этот вариант близок к первому формой прорезей, но в нем отсутствуют изображение льва и золотая насечка, не всегда имеются  и клейма. По расположению долов в средней части клинка эта группа сближается со следующей, очень многочисленной, не имеющей прорезного узора;
 
в) центральная часть отделена от остальной поверхности широкими неглубокими желобками. На протяжении 6 см от пяты она слегка выпукла, с небольшим ребром посередине, заканчивается аркой с пятилепестковой пальметтой; затем ее поверхность понижается, оставл я я выпуклыми узкие полоски лишь по краям и центру, — образуются два дола со слегка вогнутыми поверхностями.Для всех клинков этой группы характерны прорезные украшения, рисунок арки, отчеркнутая средняя часть пяты, отделка средней части клинка или долами, или ребрами..
 
Рукоять этих кинжалов имеет общекавказскую форму, но с меньшей, чем обычно, головкой. Верх головок большей частью закруглен. Рукояти цельные, изготовлены из черного рога, реже — из кости. Рукояти скреплены с череном двумя ми с шляпками полусферической формы, расположенными на правой стороне. Под шляпки подложены серебряные прокладки квадратной формы, слегка разделанные под четырехлепсстковые розетки. Шляпки и прокладки в большинстве серебряные, украшенные черневыми розетками. Рукояти нарядных кинжалов отделаны серебром: черен обвит прямыми и заплетенными в  косичку проволочками, головка и основание окованы пластинками, украшенными гравировкой и чернью крупным стилизованным растительным орнаментом.
 
Ножны имеют соответствующую клинку клиновидную форму, они изготовлены из дерева, оклеены кожей, с правой стороны черной или зеленой шагреневой, слева — красным сафьяном. С левой стороны ножен имеется углубление и кожаный кармашек для подкинжального ножичка. Устье и наконечник ножен широкие, серебряные, имеют фигурную форму в виде арки с удлиненной трехлепестковой пальметтой или пламени, заканчивающегося округленной головкой — упрощением арочного рисунка. Наконечник завершается небольшой кисточкой. В середину устья вделана узкая железная обоймица с гнездом. Справа, а на нарядных кинжалах с обеих сторон на обоймице помещена серебряная пластинка. Верхний срез устья, обоймица сверху и снизу, конец наконечника окаймлены серебряными прокатками из крупной ложной зерни и плетеными проволочными косичками. На особенно нарядных ножнах кроме устья и наконечника имеются накладки по боковым сторонам ножен справа в середине. Все серебряные накладки справа украшены гравировкой, чернью, а некоторые и позолотой.
 


Карта сайта