Рубим баксы

Рейтинг сайта

Пообщаемся

Tak.ru



Полезное

Обменник, обмен webmoney в Украине
загрузка...

Полезное 2

<
Холодное оружие
Автор: Администратор   
20.12.2011 10:29

 

Сабли
 
Наиболее ранние адыгские сабли, происходившие из села Колосовка, датируются X—XI вв. По форме они сходны со Змейскими: слегка изогнуты, имеют небольшой скос хвостовика в сторону лезвия. Верхняя часть клинка усилена елманью,иногда имеется дол. Крестовины рукояти прямые, с уплощенными луковицами на концах. У некоторых клинков конец обоюдоострый. На крестовинах рукояти и приборе ножен расположен растительный орнамент (завитки, розетки), реже зооморфный (изображение льва, хищной птицы и т. п.) . Сабли
XIV—XV вв. также представлены только археологическим материалом, происходящим из адыгских погребальных курганов, территориально образующих три группы; восточно-причерноморскую (от Анапы до Сочи), белореченскую, или закубанскую, и кабардино-пятигорскую. Для большинства сабель из Белореченских курганов характерно следующее строение: узкий (3—3,5 см) и длинный (100—120 см) мало изогнутый клинок с концом в форме штыка, составляющим 1/3 общей длины клинка; вдоль клинка проходит ребро, в широкой части оно расположено ближе к обуху, в штыковой — посередине. В широкой части от ребра к обуху клинок немного утончен; обух смягчен и от ребра к лезвию резко скошен. Хвостовик клинка слегка отогнут в сторону лезвия и имеет одно, реже два-три отверстия для заклепок. Крестовина рукояти небольшая железная, верхний конец закруглен, боковые отогнуты вниз. На пяте клинка небольшие накладки, на двух из них - остатки инкрустации
 
   Сабли из пятигорско-кабардинских курганов очень близки к белореченским: железные, средне или мало изогнутые, довольно узкие (ширина, как и у белореченских, —3—3,5 см), общая длина полосы —120—130, средняя длина клинка —ПО см. Заканчиваются клинки длинным кинжалообразным острием. Хвостовик также слегка отогнут в сторону лезвия, имеет три отверстия для заклепок. Рукоять состоит из двух деревянных пластин, скрепленных с хвостовиком тремя железными заклепками. Головка рукояти отличается уплощен но-цилиндрической формой с плоским дном. Рукояти некоторых сабель инкрустинышками. Прямые крестовины плотно насажены на хвостовик. Деревянные ножны обтянуты берестой мицы с железными колечками для подвешивания, одна расположена в верхней части ножен, другая — в уплощенно-цилиндрическую форму с плоским дном /Нагоев, 34—35/. Ранние сабли были не только рубящим, но и колющим оружием, пригодным для прокола кольчуги. С этой целью кривизна клинка делала сь не значит ельной, а конец оформлялся в виде узкого штыка; хвостовик отгибался в сторону  лезвия к точке наибольшего упора руки на рукоять:  рука, передвигаясь к концу
рукояти, оказывалась на одной  линии с острием клинка и создавала непосредственное давление в момент укола. К XVII в. относятся  хранящиеся в Оружейной пала те четыре черкесские полосы  /ОМОП,  2 2 4—2 2 6 /. Две из них (6067 и 6068) были  записаны как черкесские в описи 1687 г.
 
 
Представляется, что термин "черкесский" в данном случае был употреблен не для  указания места производства, а для обозначения определенного типа конструкции.  Так, полоса № 6068,  значащаяся в описи 1687 г. как "булатная черкесская", имеет на клинке и хвостовике очень характерный иранский  картуш с надписью:  "Работа Кельб-Али сына Асадуллы, Исфахан ". Иранское происхождение клинка и надписи сомнений не вызывают, полоса выполнена из прекрасного булата. Навители ра зличали иранское происхождение и черкесский тип этой полосы — "полоса черкесская, XVII в., булатная, персидской работы". Из булатной стали более  низких сортов выполнены полосы №№ 6067 и 6070. Полоса № 6067 отмечена в описи 1687 г. как "черкесский выков ". Это можно понима ть по-разному: скорее всего имеется в виду иранская работа по черкесскому образцу, но не исключено изготовление полосы на Кавказе из булата. Вспомним просьбу от имени царя Алексея Михайловича прислать в Москву черкас "булатного сабельного дела сварщиков самых добрых мастеров" . В адыгском языке есть  термин для обозначения булатной  стали  "чыр" .
 
Полоса № 6069 — стальная, поэтому ее кавказское производство наиболее вероятно. Характерный черкесский признак всех четырех полос— штыковой конец клинка. Как основной признак он упомянут в описи 1687 г. при сообщении о двух русских полосах — "две полосы стальные, одна на Тавризское дело с долом, другая на Черказское дело штыком" /ОМОП, 237, № 6036/. Вспомним, как Эвлия Чслеби описывал черкесское холодное оружие: "Острия их мечей похожи на острия четырехгранных и трехгранных копий. Вначале они останавливают врага мечами, потом мечами же рубят" /Челеби, II, 59/. Полосы имеют длину от 106 до 114 см, длина клинка— 95—106 см, ширина — 3,2—3,5 см, кривизна средняя — 9/55—12/61 см. Вдоль клинка посередине расположено резко выступающее ребро; имеется небольшой обух, который в 35—39 см от острия клинка сведен на нет и, начиная с этого места, образован штыковой конец. Клинки имеют долы разной формы: один широкий и два-четыре узких. Оформление долами сохранилось у более поздних кавказских клинков. Рукоять крепилась к хвостовику при помощи заклепок, для них в хвостовике имеется по одному-два отверстия. Так как полосы попали в Оружейную палату без прибора, то нельзя ничего сказать об их рукоятях и крестовинах.
 
В собрании ГИМ хранится полоса подобного  типа (ГИМ, 1809), которую можно да тировать XVI—XVII вв. Ее клинок — стальной, длина полосы — 106 см, клинка — 97 см, четырехгранного штыка — 36 см; под обухом расположены  узкая полоса и два дола. С одной стороны клинка находится  картуш, выполненный золотой насечкой по процарапанному фону. В картуше выведена арабская надпись "Работал Хусейн". Сабель более позднего времени (XVIII и XIX вв.) среди коллекций черкесского оружия не встречается. Единственный вид сабли, который называет Хан-Гирей, — это "сабля колчанная (дяте). Она носится при колчане, имеет ручку чешуйчатую и обыкновенно бывает оправлена в желтую медь, с искусством чеканенную. Эта сабля имеет то преимущество над шашкою, что ею можно рубить и колоть, между тем как шашкою можно только рубить"/Хан-Гирей, 243/. Таких сабель не приходилось видеть в музейных собраниях.
 
 
Шашки
 
Шашка представляет собой разновидность сабли, ее название имеет черкесское происхождение и означает "длинный нож". Очевидно, у черкесов и следует искать родину этого оружия. В письменных источниках слово "шашка" впервые было употреблено Джиованни де Луккой в 1625 г.; при описании оружия черкесов — "они ловко действуют шашкой 'УЛукка, 71/. Если мы обратимся к археологическому материалу, то увидим, что наряду с длинной саблей со штыковым концом в погребениях XII—XIII вв. встречаются более короткие (до 1 м) малоизогнутые клинки, не имеющие штыкового конца и защиты для руки. Это, видимо, и есть ранние варианты шашки — длинного ножа. Долгое время эти два вида холодного оружия сосуществовали. В "Описании кабардинского народа" 1748 г. читаем: "А сабли и сашки припущенные у каждого кабардинца... Они при' драке их с неприятелями ис пищалей стреляют каждой только один раз, а потом все саблями и сашками рубят и колют"/ОКН, 158/. В XVIII в. и в первой половине XIX в. черкесские дворяне, прежде всего кабардинцы, продолжали носить доспех, состоявший из кольчужной рубашки и рукавиц, пластинчатых налокотников и высокого шлема с низко спускавшейся на плечи кольчужной сеткой. Сабли с длинным клинком и мощным штыковым концом были рассчитаны на прокол, кольчуги. Наряду с ними существовала потребность и в более легком оружии, им и явился длинный нож— шашка.
 
 
Возможно, это оружие было рассчитано на отражение внезапного нападения: шашку носили на портупее таким образом, что боец одним движением вынимал ее из ножен и не меняя положения руки наносил удар. В XIX в. по мере все более широкого распространения огнестрельного оружия, все меньше пользовались кольчугой и исчезала потребность в сабле со штыковым концом. В собраниях оружия не сохранилось ни одной черкесской сабли XVIII—XIX вв.; видимо, они не производились*. Шашка осталась единственным видом длинного холодного оружия. Хан-Гирей замечает, что шашку "носят обыкновенно при ружье; кто имеет ружье, тот должен иметь и шашку"   /Хан-Гирей, 243/. Это можно трактовать так, что шашка входит в полный комплект вооружения стрелка, не носящего защитного вооружения. Самая ранняя известная нам черкесская шашка (15350 ГИМ) имеет дату 1713 г. Ее конструкция типична для черкесских шашек XVIII—XIX вв. Характерная ее черта — небольшой изгиб клинка. Несмотря на малоизогнутость, клинок шашки никогда не предназначался для колющего действия, на это указывает прямое, а не наклонное к лезвию расположение рукояти и отсутствие заточки обуха в конце клинка. Средняя длина клинка 72—76 см, ширина — 3 см. Таким образом, шашка имела легкий и недлинный клинок, согласно кабардинской формуле "шашка должна быть легкая как перо, упругая как лоза, острая как бритва. Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение"  /А.Б.,116/. Характеризуя клинки черкесских шашек, мы должны расширить круг рассматриваемых предметов, так как однотипные клинки встречаются и на черкесских, и на дагестанских, и на грузинских, и на казачьих шашках, и на некоторых видах грузинских сабель. Материалом для клинков служила сталь. Иногда поверхность клинка была протравлена, и тогда становился виден рисунок сварочной стали. Поверхность клинков отделывалась долами, которые придавали клинку известную декоративность и облегчали его вес, не уменьшая прочности (при одинаковом весе клинок с долами за счет большего поперечного сечения может быть устойчивее к изгибам, чем клинок без долов). Форма и величина долов разнообразна: они могут быть широкими, когда один или два дола занимают всю ширину клинка; узкими, и тогда три дола занимают половину ширины клинка; долы могут быть мелкими или глубокими, но всегда полуовальной формы. Долы могут начинаться от пяты или отступают от нее на 15—25 см. На 1/4 длины клинка от острия обух сведен на нет, верхний дол исчезает и клинок получает овальное сечение. Здесь находится центр удара клинка. На нижней трети клинка помещены изображения, надписи и клейма.
 
По надписям и клеймам можно судить о происхождении клинка. На шашках мы встречаем клинки преимущественно западноевропейского типа, реже — клинки с арабскими надписями. Популярность на Кавказе западноевропейских клинков объясняется тем, что Кавказ очень нуждался в хорошей стали, а немецкие, итальянские, венгерские и польские клинки, попавшие сюда в XVII—XVIII вв., были хорошего качества.
 
Они получили широкое признание и такую популярность, что местные мастера стали придавать клинкам своей работы западноевропейский внешний вид, снабжая их клеймами и надписями, скопированными с подлинных европейских клинков. Поэтому только часть клинков западноевропейского типа, встречающихся на кавказском оружии, действительно являются подлинниками; значительная доля — это местные, зачастую очень искусные подделки, которые чаще всего выдают себя надписью. Дело в том, что кавказские мастера, копируя западноевропейские клинки, допускали много ошибок в латинских надписях, которые иногда, переходя с клинка на клинок, превращались в потерявший смысл набор знаков. На черкесских шашках (а также на шашках, сделанных в других областях Кавказа, в Дагестане и Грузии) и на некоторых саблях встречаются следующие виды западноевропейских клинков, подлинных и поддельных:
 
1. Клинки с изображением волчка. Клеймо "волчок" первоначально принадлежало мастерам немецкого города Пассау, изображение волка было заимствовано из герба города, который в XIV в. пассауские оружейники получили право выбивать на своих изделиях. Клеймо выполнялось глубокой инкрустацией медной проволоки. Так как клинки с этим клеймом пользовались большим спросом, то в XVI—XV11 вв. появились многочисленные подражания волчкам, в первую очередь на произведениях золингенских мастеров. Изображение волчка золингенцы наносили обычной гравировкой, часто сопровождая его личными клеймами мастеров и инотда надписью "in Solingen". Изредка изображение волчка сопровождают латинские буквы "Н.М."
 
На кавказских шашках часто встречаются клинки с волчком. Точно определить их происхождение очень трудно. Крупнейший специалист по оружию Э. Ленц считал, что поддельный волчок от золингенского можно отличить по более схематичному рисунку (например, не обозначалась открытая пасть зверя). Кроме того, кавказский волчок сопровождался по бокам розетками с крестиком внутри— "пчелами", как их называли кавказцы; пчелы не делались на золингенских клинках. В этих пчелах кавказцы видели указание на участие клинка в крестовых походах . Иногда поддельный волчок можно определить по очень наивному изображению волка: кавказский мастер, видимо, только слышал о волчках и пытался изобразить настоящего волка.
 
 
Встречается еще одна группа кавказских волчков — клеймо волчок сопровождается инициалами "М.Н." /А.Б., 51—53/. По рассказам местных жителей, это были инициалы великого князя Михаила Николаевича, который в 1863—1881 гг. был на Кавказе наместником. Для подарков офицерам своей свиты он заказал очень хорошему дагестанскому мастеру, работавшему в Тифлисе, партию клинков, помеченных клеймом волчок и своими инициалами. Это клеймо стало модным среди конвоя наместника, и многие казаки-конвойцы начали вырезать его на своих клинках. В результате появилось много подобных волчков, которые стали называть "велико-княжескими". Анонимный автор рукописи о кавказском оружии "А.Б." считал, что изготовлялись волчки в Дагестане, а предназначались для Чечни, где пользовались особой популярностью. Материалы оружейных коллекций этого не подтверждают, волчки встречаются на шашках с разным национальным орнаментом, украшающим прибор. Настоящие золингенские волчки встречаются на кавказских шашках, но это не старые клинки XVI—XVII вв., а изделия золингенских фабрик XIX в., изготовлявших их специально для Востока, в частности для Кавказа. Так как золингенские клинки  и в XIX в. были высокого качества, то слава волчка не уменьшалась. Название "волчок" дали не только клеймам, но и самим клинкам русские, знавшие немецкое их наименование "voifklinge". Кавказцы же видели в клеймах изображение иного животного, называемого ими по-персидски "терс-маймун", что означает "несуразная (трусливая. — Э.А.) обезьяна" 
 
2. Клинки с клеймом гурда. Гурда — это серповидные зубчатые линии со словом "Генуя" между ними и тремя и более точками по бокам". Эти клейма были очень распространены на итальянских шпажных и сабельных клинках. Э. Э. Ленц считал, что первые полосы, стяжавшие себе почетную известность, возможно, и вышли из мастерских Генуи, дальнейшее же их производство с ней уже связано не было. Большая же часть клинков с этими клеймами изготовлялась в нижнеавстрийских и штирийских мастерских специально для вывоза на Восток. Видимо, поэтому это клеймо больше распространено на саблях, чем на истинно европейском прямом оружии. Кроме кавказского оно встречается на балканском оружии.
 
Отличить западноевропейское клеймо от кавказской его копии затруднительно. Большинство клинков этим клеймом я считаю кавказским производством. Обычно о подделке говорит какая-нибудь деталь: то гурда использована в качестве орнаментального мотива, то между зубцами мы видим не слово "Генуя", а бессмысленный набор букв или совсем другое слово. Иногда наряду со значком гурда кавказский мастер ставил свое собственное имя, написанное арабскими буквами. Ясно, что в этом случае мастер не пытался выдать свой клинок за европейский, он просто снабжал его популярной маркой.
 
 
3. Клинки с изображением трансильванского узла, т. е. формулы белой магии, включающей узел с тремя кистями и нерасшифровывающейся надписью заговорного характера посередине узла. Родиной этих клинков была Трансильвания, временем производства — XVII—XVIII вв. Эти малоизогнутые, легкие  и не слишком длинные кавалерийские венгерские клинки отличались упругой закалкой и поразительным звоном. Они оказались очень подходящими для шашек. Изображение трансильванского узла встречается на черкесских шашках, большинство из которых, думается, было местной работы. В пользу этого соображения говорит неумелое воспроизведение латинских букв в надписях, а также чересчур упрощенное изображение узла. Сами по себе эти клинки высокого качества, правда, большая их часть в отличие от венгерских подлинников не имеет звона. Иногда встречаются курьезы. Так, на одном из клинков мы видим и трансильванский узел, и латинскую надпись даже с датой 1769 г., и одновременно подпись "Базалай". По-видимому, мастер для убедительности в добротности своего изделия снабдил его знаменитыми марками.
 
4. Клинки с изображением скачущего на коне гусара с саблей в руке и надписью "Vival Hussar" ("Да здравствует гусар") или пешего воина с надписью "Vivat Pandur" ("Да здравствует пандур")*. По происхождению они принадлежат к гусарским венгерским клинкам. Однако венгерские подлинники встречаются очень редко, значительно чаще —немецкие копии XIX в., а иногда —местные копии с этих немецких.
 
 
5. Клинки с изображением креста, божьей матери, венгерского герба, скачущего гусара с саблей в руке и надписями: "Patrona Hungaria Virco Maria" ("Покровительница Венгрии дева Мария"), "Pro Deo et Patria" ("За бога и отечество") , "Pro Deo et Patria et Libertate vitam11 ("Жизнь за бога, отечество и свободу!"). Эти клинки также имеют венгерское происхождение. Венгерские подлинники почти не встречаются, распространены же немецкие клинки XIX в., подражающие венгерским, на которых изображения и надписи выполнены гравировкой с позолотой или травлением. Производство их связано с Золингеном: на некоторых, кроме изображений и надписей, можно видеть фабричную марку: "W. Glauberg", "Solingen", "Eisenhauer". Иногда можно видеть кавказские копии этих изображений и надписей, вплоть до фабричной марки. Их можно выявить по менее тщательной гравировке, искаженному шрифту надписей и ошибкам в них. Этого рода клинки, как более поздние и тяжелые, сравнительно редко используются на черкесских шашках, они были более характерны для Дагестана.
 
6. Клинки с изображением на обеих сторонах фигур скачущих гусаров и надписи "V Hussar" ("Vivat Hussar") в окружении виньеток и трофеев. Это гусарские прусские клинки времени Семилетней войны (1756—1763). Они сильно отличаются от обычных шашечных: имеют резкий изгиб, начинающийся от рукояти,  и резко вогнутые боковые стороны. Однако, несмотря на несхожесть по форме с шашечными, эти клинки изредка встречаются на шашках, в том числе и черкесских.
 
7. Клинки с изображением солнца с человеческим лицом, полумесяца с человеческим профилем, звезд, руки с мечом, выходящей из облаков. Рисунки выполнены гравировкой. Подобные клинки были характерны для немецких мастеров XVII—XVIII вв., особенно Петера Мюниха /Boeheim, 650/. Клинки, прямые и изогнутые, были популярны в Восточной Европе, на Кавказе их любили и часто использовали для шашек, особенно черкесских. Поддельные клинки отличить от европейских подлинников довольно трудно. Здесь скорее всего на подделку укажет новизна и четкость гравировки.На Кавказе эти  клинки называли "Аббас-Мирза", причем кавказцы, сообщившие автору, скрывавшемуся под псевдонимом  "А. Б.", это название, не могли объяснить его  происхождение.
 
8. Реже, чем венгерские и немецкие, на шашках встречаются польские клинки — подлинники или подделки XVII—XVIII вв. Нам известны несколько клинков такого рода, например клинок середины XVIII в. со слегка вогнутыми сторонами, с гравированным изображением всадника со щитом в одной руке и поднятым мечом — в другой, одноглавого польского орла и надписями "Vivat Naywyzsza wladza Szlachty", "Vivat szlachtic Pan у Fundator woyska" ("Да здравствует высшая власты пляхты "Да здравствует шляхтич, господин и учредитель войска!").
 
9. Клинок XVII в. со слегка вогнутыми сторонами и с перерисованными с ошибками изображениями и надписями. Изображены всадник с обнаженным мечом в руке и одноглавый орел под короной. Не все надписи переводятся — "Domina confonda nos**", "Si Deno cisgnioni v 1614 ANNO", "Domin Versovic". Клинки западноевропейского типа называли на Кавказе "френги", т. е. европейские. Впрочем, в это понятие не входили клинки, имевшие собственные названия "волчок" или "гурда". По большей части "френги" были клинками немецкого и итальянского происхождения. Среди них особой популярностью пользовались клинки итальянских мастеров братьев Андреа и Джандонато Феррара (вторая половина XVI в.). Очень ценились клинки с надписью "Fringia". Эти клинки делались в Италии (Генуе и Брешии), а предназначались для мусульманского Востока, где европейцев называли "френги". Эта надпись, вероятно, должна была указывать на европейское происхождение клинка /Nadolskj, 94;Ленц, 1911, 12/. Свои характерные черты имеет прибор шашки. Рукоять представляет собой наиболее оригинальную часть шашки, отличающую ее от сабли. Цельная рукоять надевается на хвостовик, если же она состоит из двух половин, то эти половины накладываются на хвостовик с обеих сторон и скрепляются друге другом при помощи заклепок. Черен имеет преимущественно овальное сечение, одинаковую толщину вверху и внизу, высоту 8—10 см. Головка рукояти крупная (5—7 см высоты), она слегка вытянута вверх и закруглена. Сверху на головке имеется клинообразный вырез, который разделяет ее на две половины — уши. Для черкесской шашки характерен узкий вырез, вследствие чего уши сближены. Назначение выреза объяснить не удается. Основание рукояти расширено до ширины клинка, находит на него на 2—3 см, а затем сходит на нет. Крестовины для защиты руки рукоять не имеет, в этом заключается главное отличие шашки от сабли. Рукоять устроена так, чтобы свободно входить в устье  ножен по самую головку. Этот тип рукояти у русских получил название "кавказский образец". Нередко рукояти изготовлялись из цельного куска черного рога. Широко распространен был еще один тип рукояти— деревянная, обложенная серебряным листом, украшенная гравировкой и чернью.
 
Ножны черкесских шашек представляют собой две деревянные дощечки, обтянутые красным сафьяном, на который сверху прикреплялись накладки коричневой, синей или черной кожи. На наконечнике накладки широкие, оканчивающиеся треугольником, на устье — широкие прямоугольные, в середине —треугольные. Накладки могли быть и из бархата разного цвета. Обшивались накладки узким серебряным галуном. Как уже указывалось, в изготовлении ножен участвовали женщины — обшивали их кожей и сотканным ими галуном. Узкие, одна или две, обоймицы делались из серебра, а чаще из железа, на которое сверху накладывался тонкий лист серебра, украшенный гравировкой и чернью. Одна обоймица располагалась в верхней части ножен, другая — посередине.  К кожаной плечевой или поясной портупее делался набор из серебряных бляшек. Другой тип ножен, как правило, более поздний, представлял собой деревянную основу, обтянутую черной шагренью с серебряным прибором, украшенным чернью и гравировкой. Нередко серебряные накладки имитировали форму кожаных накладок, а чернь и гравировка — галун. Как правило, серебро в черкесских шашках использовалось довольно экономно — на рукоять и две узкие обоймицы, а также бляшки портупеи. Способ ношения шашки составляет одну из ее особенностей. Шашка подвешивалась лезвием вверх; для этого кольца для портупеи располагались не на вогнутой стороне ножен, а на выпуклои. При вынимании из ножен руку с шашкой направляли прямо перед собой,  а не отводили вправо вверх, как с саблей.
 
Декор черкесских шашек таков: в центре головки рукояти помещалась четырех- или шестилепестковая розетка. Ее окружали черневые замкнутые круги или овалы, иногда немного сплющенной с боков или правильной формы. Они образуют своеобразные двойные или тройные рамки; только в местах соединения кругов можно увидеть рогообразный завиток — возможно, исходный элемент этого построения. Между рамками помещался гравированный орнамент, представляющий собой соединенные в гирлянды листочки в форме запятой в утолщенной части. Иногда вместо этих запятаеобразных листочков помещались веточки с обычными стилизованными листьями. Черен рукояти нередко украшался полосками, расположенными наискосок, которые оставались свободными или заполнялись надписями, запятаеобразными лепестками. Орнамент на приборе ножен был таким же, как на рукояти, или состоял из симметричных стеблей с аналогичными лепестками. По ребрам серебряных деталей располагались прокатки ложной зерни, которые заключали в рамку черневой и гравированный рисунок. Нередко украшение серебряных деталей прибора имитировало галун. Типичная черкесская гравировка — неглубокая, почти без выборки фона, который разрабатывался зигзагами. Нередко использовалась техника гладкой черни в окаймлении вторичной гравировки. Внутри окаймляющих черневых рамок присутствовала характерная деталь — белый зигзаг. Разновидностью черкесского орнамента нам представляется орнамент, состоящий из густых черневых стеблей с крупными листьями и бутонами, внутри которых помещен белый рисунок — завитки и запятые. Этот орнамент всегда выполнен гладкой чернью, окаймленной линией вторичной гравировки. Он  характерен для середины XIX в. Так, он украшает шашку, на которой выбито пробирное клеймо с датой"1847",  шашку с датой "1853", кинжалы черкесского типа.
 
Кинжалы
 
Кинжалы работы мастеров Черкесии встречаются не часто. Они как правило, датируются серединой— третьей четвертьюXIX в. В конце XIX — начале XX в. массовая продукция дагестанцев почти полностью вытеснила изделия местных мастеров. Основным признаком для определения черкесских кинжалов)служат орнамент и техника его исполнения, имеются и конструктивные особенности. Можно выделить три типа кинжалов.
 
1. Кинжалы среднего размера, общая длина которых в ножнах составляет 50 см. Клинки имеют долы разной формы и числа: один, смещенный от центра, два — посередине и т. п. Головка рукояти закруглена и слегка вытянута, сплошь покрыта серебром. Рукоять скреплена с хвостовиком клинка двумя заклепками со шляпками, имеющими полусферическую форму. Ножны представляют собой составной серебряный футляр с прорезями с левой стороны. Рукоять и ножны украшены черкесским орнаментом, состоящим из симметричных стеблей, образующих овал или сердцевидную фигуру; стебли заканчиваются двух- и трехлепестниками. Орнамент выполнен гравировкой, чернью и позолотой. Черненой орнамент нередко окаймлен рамками, внутри которых расположены
гравированные завитки в форме запятой с точкой в утолщенной части. В орнамент вкраплены солярные розетки, они украшают
шляпки заклепок, шарик наконечника ножен. Фон разработан зигзагами и нередко позолочен. Иногда встречается имя мастера; особенно ценно для определения вещи, когда это специфическое черкесское имя, например: "Работал Хаджи Закишу".
 
 
2. Кинжалы небольшого размера с клинками клиновидной формы, с небольшим ребром или долом по центру. У пяты клинок утолщен, середина его уплощена, иногда в нижней части выбиты клейма-кружочки. Рукояти выполнены из черного рога, бывают цельные или состоят из двух половин, скрепленных двумя-тремя заклепками со шляпками сферической формы; под шляпками находятся серебряные прокладки разной формы: закрывающие все основание рукояти или в виде полоски, имитирующей галун, загибающийся на левую сторону; последняя форма прокладок характерна также для тифлисских кинжалов. Третья прокладка, наложенная на середину рукояти, имеет фигурную форму. Встречаются рукояти, сплошь обложенные серебром. Ножны выполнены из дерева, оклеены справа — черной, слева — темно-коричневой кожей. Прибор ножен — устье, обоймица, наконечник — серебряный,украшен чернью и гравировкой; орнамент содержит черкесские элементы: имитацию галуна, завитки с утолщением в головке, солярные знаки, сито. Все детали обрамляют прокатки ложной зерни. Фон орнамента разработан мелкими зигзагами, иногда позолочен.
 
3. Кинжалы с небольшими клинками, у которых серебряные детали прибора украшены сплошной крупной зернью, посаженной в розетки из крученой проволоки. В этой же технике орнаментированы пояса, выполненные известными черкесскими мастерами. Поэтому кинжалы, украшенные подобным образом, можно считать черкесской работой. Этот тип украшения стал модным в начале XX в. Средняя длина клинка— 30 см, ширина — 3 см, длина с рукояткой — 40 см. Рукояти выполнены из кости или рога с серебряными накладками или сплошь обложены серебром. Ножны деревянные, оклеенные кожей, имеют серебряные устье и наконечник или представляют собой серебряный футляр. Вся поверхность серебряных деталей сплошь покрыта филигранными розетками, в центре которых — шарик крупной зерни. К черкесской группе отнесем также небольшой нож с костяной рукоятью. Его ножны имеют серебряное устье и наконечник, украшенные стеблями с листочками, внутри которых помещены белые завитки в виде запятой. Г.Н.Прозрителсв называет два вида черкесских кинжалов: небольшой узкий кабардинский и короткий широкий шапсугский, от которого рана была наиболее опасной. Кинжал являлся непременной принадлежностью костюма. "Это оружие можно, так ска-зать, причислить к верхней одежде черкеса, в особенности у лучших воинов высшего класса, ибо они только снимают с себя кинжал тогда, когда скидают и верхнее платье. Черкес ест, пьет, говорит, забавляется всегда с кинжалом на поясе и спит, имея его под своим изголовьем, следственно, он вечно вооружен"
 
Некоторые кинжалы с элементами черкесской орнаментики, думается, можно связать с работой русских мастеров. Выделим три группы.
 
1. Устройство рукоятки отличается от обычной кавказской — головка имеет не форму колпачка, а повторяет основание, но немного выше и уже его. Орнамент, украшающий рукоять, — симметричный, состоит из стеблей с розетками и листьями. Характерная деталь — белый запятаеобразный завиток в середине черневого листочка. Орнамент выполнен гладкой чернью, обведенной вторичной гравировкой на канфаренном зигзагами фоне. Размер кинжалов довольно значителен: длина клинка 43 см, ширина 5 см, длина с рукояткой 55 см. Преобладают клинки со смещенным от центра долом с каждой стороны. Кинжалы этого типа приводит Висковатов при описании вооружении казаков,. На одном кинжале такого типа имеются клейма г.Новочеркасска и дата "1848".
 
2. Кинжалы небольшого размера; головка рукояти слегка вытянута и закруглена. Орнамент, украшающий серебряные накладки на рукоятях и ножнах, — это симметричные вьющиеся стебли с бутонами и листьями округлой формы, выполненные гладкой чернью со вторичной гравировкой на канфаренном
зигзагами фоне. У некоторых кинжалов -'этой группы среди растительного орнамента расположены круги с черневой сеткой внутри, так называемое сито. Некоторые кинжалы имеют клейма г. Новочеркасска и даты "1877", "1879". Эти же кинжалы имеют надписи "Кавказъ", "Память Кавказа". Возможно, что этот
"новочеркасский" круг изделий больше связан с русскими мастерами, проживавшими в Новочеркасске и в казачьих станицах и использовавшими в своем искусстве элементы черкесской орнаментики. Работа одного такого мастера, Петра Волкова, имеется в ГИМе. Слева на устье находится надпись чернью:
"Октябрь 26 дни 1865 года. Работа Петра Волкова" /14262 ГИМ/. О другом мастере, Сунженском казаке Карасеве, жителе станицы Михайловской Терской области, сообщает О.В.Маргтраф: "славится своими чрезвычайно изящными изделиями" и "далеко превосходит всех туземных мастеров" /Маргграф, 208/.
Г. А. Вертепов пишет также о Карасевых, казачьей семье из станицы Михайловской Терской области, что их изделия заслуживают особого внимания: "Комбинируя белое и оксидированное серебро с золотом, они приготавливают чрезвычайно изящные вещи тонкой художественной работы. Брошки в виде миниатюрного кавказского оружия, собранного красивой группой, оригинальные браслеты, у которых ободком служат серебряные или золотые пластины, отделанные в виде кавказского галуна или черного ремня с пряжками, и тому подобные вещицы поражающ чистотой отделки. Имитация галуна, железа необычайная, рисунок обнаруживает строгий вкус" /Вертепов, 25/.
 
3. Еще одна группа кинжалов имеет в декоре черкесские элементы. Кинжалы связаны с Петербургом — одни имеют петербургские клейма, другие — надпись "Петербургь".
 
 
 
 
 
 
 
 

 


Карта сайта