Рубим баксы

Рейтинг сайта

Пообщаемся

Tak.ru



Полезное

Обменник, обмен webmoney в Украине
загрузка...

Полезное 2

<
ррррр
Автор: Администратор   
25.01.2012 15:52

 

Кинжал испокон веков считался оружием настоящего мужчины. В Египте, Месопотамии, Малой Азии и на Кавказе его изготовлением занимались еще в четвертом тысячелетии до нашей эры. И уже тогда кинжалы были верными помощниками древних воинов, олицетворяя мужское начало. На Кавказе их рукоятки имели фаллическую форму. Эта традиция пошла от скифского меча акинака, рукоять которого состояла из головки и двух небольших полушарий. Скифы и сарматы оказались последними, кто использовал такую символику осознанно. На кавказском оружии все это сохранилось только как рудимент. 
 
Сегодня старинный кинжал, являясь антикварной реликвией, оценивается в десятки тысяч долларов. Такие раритеты можно увидеть лишь в больших музеях или в частных фондах. У московской исследовательницы Эммы Аствацатурян, автора книги «Оружие народов Кавказа», собрана шикарная, одна из богатейших в России, коллекция оружейного антиквариата. Серьезный специалист есть и на Кубани. Его личный фонд насчитывает десятки редких экземпляров, которые были собраны в разных уголках мира. Как всякий истинный коллекционер, он пожелал остаться неизвестным. Еще издревле на Кавказе существовал обычай: если в семье горцев рождался мальчик, ему как будущему воину непременно дарили кинжал. Он так и назывался — детский, и был с наборным поясом. Один из таких кинжалов, типа бебут (на Кавказе существует два типа: бебут — с кривым лезвием и кама — с прямым клинком), появился и в арсенале кубанского коллекционера. Оружие когда-то принадлежало великому княжескому роду Тер-Акоповых. Последний владелец кинжала живет сейчас в Батуми. Потомку знаменитых князей уже далеко за семьдесят, но в стальных глазах его по-прежнему отражается несгибаемый дух горца, выдавая железный характер. Когда юным горцам, носившим малый кинжал, исполнялось 14 лет, его меняли на оружие средней руки. Кинжалы средней руки также называли городскими. Ими пользовались в том числе и рядовые воины. Как правило, это было колющее оружие, на конце которого имелся четырехгранный штык, предназначенный для разрыва кольчуги. Его более крупный «брат-близнец» — шайта — исключительно рубящее орудие. Это большой кавказский кинжал, заменявший во время боя меч. Если взять старинные гравюры с изображением древних битв, то можно увидеть, как виртуозно владели этим оружием кавказские воины. Шайтой они изо всех сил рубили противника, а средним кинжалом кололи, добивая поверженного врага. Другим первоклассным оружием, применявшимся в основном в ближнем бою, до сих пор считается квадар, разработанный кавказскими мастерами в конце XVIII — начале XIX века. Очень мощный, с тяжелым ударом кинжал заканчивался четырехгранным штыком. Квадарами могли воевать лишь очень крепкие, рослые мужчины. С этим кинжалом был неразлучен и знаменитый Шамиль во времена Кавказской войны. Ведь сражался он не только с русскими, но гораздо больше — с самими кавказцами, не желавшими принимать ислам. Смертельное оружие сделано из дамасской стали, на которой проступают булатные кольца. Остро отточенный клинок квадара хранит тайну жизни и смерти многих славных воинов. В ближнем бою использовался и хопеш — оружие египетских мамлюков. Эти воины-рабы в свое время организовывали целые боевые династии и отличались поразительной военной выучкой. Поэтому неудивительно, что и оружие у них было соответствующее. Хопеш изготавливался из дамасской стали, его искривленная, S-образная форма делала рубящий удар идеальным, а сам кинжал считался едва ли не самым опасным. К хорошему оружию пылали страстью и черкесы. Их кинжалы, частично украшенные серебром, имели довольно простую и характерную для Западного Кавказа монтировку и обоймицу. Традиционно подписной (то есть подписанный мастером) черкесский кинжал оформлен тремя заклепками, что является крайней редкостью. Обычно все они держатся на двух больших заклепках. Здесь же имеется и третья, с характерным названием «глазок», поскольку ее хорошо видно сзади. Такие кинжалы — исключительно шапсугский горский тип. Особую роль у черкесов играл так называемый кинжал кровника, принадлежавший воину, объявившему кровную месть. Оружие оправлялось в мельхиор — сплав, который еще называют фальшивым серебром. На ножнах такого кинжала зловеще светились красные пятна в орнаменте, символизировавшие кровь, которую можно было смыть, лишь отомстив обидчику. Причем носился он совершенно открыто, и о намерениях его владельца знали все. Великими охотниками до холодного оружия во все времена считались дагестанцы, дружественный казакам народ. Бывало, украсив рукоять кинжала оригинальным орнаментом из серебра, дагестанские умельцы дарили свое добро высоким казачьим чинам в знак дружбы и уважения. Кстати, любой элемент орнамента, созревавшего тысячелетиями, нес в себе определенную смысловую нагрузку. Скрытый смысл его могли прочесть лишь посвященные. Кинжалы, «одетые» в серебро, в конце XIX — начале XX века стали изготавливаться и в России. Первый — производства Златоустовской оружейной фабрики — был «одет» дагестанским мастером-кубачинцем. Ножны и рукоять блестели цельным серебром, а сзади на клинке красовалась подпись «Клим Почекай». Эта оригинальная фамилия по-украински означает «подожди». Видимо, горец, работая над оружием, знал, что оно пойдет на вооружение казакам, и решил таким способом пошутить. Сделанный из аносовского литого булата кинжал с клеймом «ККВ» предназначался специально для Кубанского казачьего войска. Впоследствии он достался одному сорви-голове из «Волчьей сотни», личного конвоя белого генерала Андрея Шкуро. Легенды, связанные с холодным оружием, не обошли стороной и народы Закавказья. Одна из них повествует о так называемом большом армянском кинжале. Как гласит предание, у армян было три кинжала очень больших размеров, изготовленных специально для древних ритуалов. Один — боевой, богато отделанный золотом, использовался во время похорон. Когда князья и цари армянских династий умирали, боевой кинжал клали в их ногах как символ доблести и отваги усопших. Сегодня эта реликвия хранится в ереванском музее. Второй кинжал был бутафорским, изготовленным из обычной жести. Применялся он на торжественных церковных церемониях, великих армянских праздниках. В настоящее время оружие покоится в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике имени Е. Д. Фелицына. Третий предназначался для ритуальных единоборств. Когда армянское войско выходило на бой с врагом, по традиции между собой должны были сразиться два воина — по одному от каждого лагеря. Поединок отважных ратоборцев происходил с помощью этого кинжала. Во время одной из битв третий кинжал был утерян. Вполне возможно, именно он и находится сейчас в арсенале кубанского коллекционера, купившего его совершенно случайно в Иране. При чистке оружия на клинке проступили армянские надписи.
 


Карта сайта