Рубим баксы

Рейтинг сайта

Пообщаемся

Tak.ru



Полезное

Обменник, обмен webmoney в Украине
загрузка...

Полезное 2

<

 

Изготовление оружия издавна было одним из важнейших промыслов народов Кавказа. Храбрые воины, кавказские горцы не расставались со своим оружием, высоко ценили его и не жалели средств на его украшение. Оружие стало частью их национального костюма.
Тонкое искусство оружейников Черкесии и Дагестана, Грузии и Армении и других кавказских народов всегда вызывало восхищение.
Хугожественные промыслы Кавказа привлекают неизменный интерес читателей. Вышло уже немало монографий, посвященных прикладному искусству народов Дагестана, Кабардино-Балкарии,Закавказья и др. Однако до сих пор нет книги, посвященной такому важному разделу народного творчества,как изготовление оружия.
Изучение оружия интересно с разных точек зрения и прежде всего— истории развития конструктивной мысли и технических решений,связанных с развитием военного искусства и вобравших опыт многих поколений народных мастеров.Вместе с тем изделия кавказских оружейников и тех, кто украшал
оружие, — эте прекрасные произведения прикладного ювелирного искусства. Особая роль, которую художественное оружие играло в жизни кавказских народов, создавала ему высшую престижность и выдвигала его зачастую на первое место в ряде других прикладных искусств.
Материал для изучения кавказского оружия предоставляют оружейные коллекции, хранящиеся в музеях нашей страны. Это прежде всего коллекции Государственного Исторического музея (ГИМ), Государственных музеев Московского Кремля (ГММК, старое название —Оружейная палата — ОП),
Государственного музея искусства народов Востока (ГМИНВ), Музея Советской Армии, Государственного Эрмитажа (ГЭ),
Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМ АИВВС),Государственного музея этнографии (ГМЭ), Государственного му-
зея Грузии (ГМГр), Государственного музея искусства Грузии, Государственного музея Абхазской АССР, Государственного музея истории Армении (ГМИАр), Музея истории Азербайджана (МИАэ), Дагестанского государственного объединенного музея (ДГОМ), Дагестанского республиканского музея  изобразительного искусства, Государственного объединенного музея Кабардино-Балкарии, Краеведческого музея г. Пятигорска и других музеев.
В настоящей работе рассматривается оружие XVII — начала XX в.Археологическое оружие — предмет специального изучения, в данной работе оно привлекается лишь эпизодически.
Раннего оружия сохранилось, к сожалению, немного — это черкесские клинки и панцири XVII в.,кремневые ружья первой трети XVIII в. в собрании Оружейной палаты. Основная масса дошедшего до нас оружия — ружья и пистолеты,шашки и кинжалы — относится ко второй половине XVIII — XX в.
Более всего мы встречаем холодного оружия, главным образом кинжалов конца XIX — начала XX в.
Из раннего сохранилось лишь то оружие, которое давно попало в качестве подарков и привозов в государственные и частные собрания —
в Оружейную палату и Рюст-камеру. В другие крупные музеи — Артиллерийский, Царскосельский арсенал в Детербурге, Кавказский музей в Тифлисе — кавказское оружие стало поступать лишь в середине XIX в., а в Исторический музей в Москве, Музей этнографии (отделение Русского музея» в Петербурге —
только в конце XIX в. Многие музеи открылись после революции. Естественно, что в эти музеи попадало то, что еще сохранялось у населения.
А сохранялось оружие плохо —им продолжали пользоваться, оно изнашивалось, ломалось, из-за недостатка сырья переделывалось в новое изделие.
Кроме вешевого материала использованы нарративные и документальные источники, а также общие исследования по вопросам истории материальной культуры. При этом разные кавказские регионы представлены разными источниками Для изучения оружия Западного Кавказа помимо вещевого материа-
ла очень важны нарративные источники — известия западноевропейских и русских ученых, путешественников, должностных лиц, посетивших эти области в XVI—XIX вв.
Они содержат описание военного быта и оружия, но, к сожалению, в них отсутствуют какие-либо указания на центры его производства и мастеров. Очень мало сведений содержат документальные источники— архивные, материалы выставок.
Последние относились ко времени,когда основная масса населения покинула родные места и ремесло было в упадке. Некоторые сведения о мастерах и центрах производства автору удалось собрать во время полевых обследований в 1958—1959 гг.
Советские историки, этнографы,искусствоведы, изучая различные виды ремесла и декоративно-прикладного искусства, отводили некоторое место и оружейному ремеслу.
Результаты их исследований также использованы в настоящей работе.
Районам Центрального Кавказа,Чечне, Ингушетии и Осетии, которые по дореволюционному делению составляли Терскую область, не повезло в отношении источников по оружейному делу. Нарративные данные скудны, они содержат преимущественно лишь упоминания о наших ремеслах, изредка о центрах производства.
 


Карта сайта