Рубим баксы

Рейтинг сайта

Пообщаемся

Tak.ru



Полезное

Обменник, обмен webmoney в Украине
загрузка...

Полезное 2

<
Защитное вооружение
Автор: Администратор   
20.12.2011 10:30

 

Черкесский защитный доспех состоял из шлема,кольчуги, налокотников и перчаток.
 
Шлемы.
 
Д. Интериано описал внешний вид шлема XV в.: военный головной убор черкесов "походит на те, которые мы видим на древних изображениях, он закрывает щеки и прикрепляется под горлом, по древнему обычаю" /Интериано, 50/. Дж. Лукка отмечал, что голову черкесы защищают "кольчатым шишаком, покрывающим лицо" /Лукка,71/. Рассказав о том, что черкесская знать посещает близких соседей в вооружении — в кольчугах и шишаках, Э. Д. д'АскоЛЙ добавляет, что последние украшены "в виде розеток из золоченого серебра"/Д'Асколи, 63/. Как уже отмечалось, Г.-Ю. Клапрот указывал на существование двух видов шлемов: небольшого (кипха) и большого (таш) /Клапрот, 266/. Ж.-Ш. де Бессе подтверждает это /Бессе, 335/. Оба шлема различались своей высотой.
 
В музейных собраниях мы можем видеть шлемы XVIII—XIX вв. Их сохранилось около двух десятков. Они входили в комплект вооружения кабардинских дворян, состоявших в 1828—1882 гг. на службе в лейб-гвардии Кавказском горском эскадроне.
 
Таш, или танж (его правильное название), представляет собой высокий конический железный шлем, склепанный из двух половин. К верхушке шлема прикреплено кольцо, в котором закреплен флажок из красного сафьяна, обшитого галуном, с вышитым узором. К ободу шлема крепится кольчужная сетка. Она закрывает половину лица и ниспадает на плечи поверх кольчуги, создавая дополнительную защиту. Спереди кольчужная сетка шлема застегивается на крючок!
 
Шлем украшен накладными железными или серебряными пластинками, на которые нанесен характерный черкесский орнамент, состоящий из завитков в форме запятой. Эти завитки расположены попарно или соединены в гирлянды. На железные пластинки рисунок нанесен гравировкой и позолотой, на серебряные — гравировкой и чернью. Нередко внутри орнамента имеется имя мастера и дата. Целая серия шлемов этого рода была изготовлена мастером Али сыном Хаджи Бакы в 1796-1800 гг.
 
 
Низкий шлем (его правильное название пдьпао) имеет полусферическую форму, он железный, украшен накладными серебряными пластинками с гравированным и черневым орнаментом. Среди орнамента встречаются надписи и клейма. К нижнему краю прикреплена кольчужная сетка.
 
 
Третий вид шлема, так называемая мисюрка, представляет собой круглую выпуклую пластину с такими же, как и у других шлемов, дырочками для крепления кольчуги. В центре пластины прикреплено кольцо для флажка. Поверхность шлема имеет серебряную накладку, украшенную гравировкой. В Государственном Историческом музее хранится оригинальный черкесский шлем, представляющий собой мисюрку, к которой вместо обычной бармицы (кольчуги) прикреплена кольчато-пластинчатая защита, а пластинки украшены черкесским орнаментом. Особенностью черкесского шлема является отсутствие защитного приспособления для лица— носовой стрелки. Вместо нее используется кольчужная сетка, закрывающая половину лица. Бармица у черкесских шлемов длинная, прикрывающая плечи. Под подбородком обе половины застегиваются на крючок.
 
Мисюрка
 
Шлемы ввозились в Черкесию,но и производились на месте. Так, о существовании местного производства мы узнаем из духовного завещания князя Ю. А. Лепинского-Оболснского, составленного не ранее 1547 и не позднее 1564 г.: "Да на князе же Василье взяти мне шелом тамошней черкасской да юшман шамахейской*, а цена шелому и юшману пятьдесят рублев" /АФЗХ, II,207—211/.
 
Кольчуга, или панцирь (афе,или афех), — это защитный доспех, сплетенный из колец. В источниках нет твердого различия между понятиями кольчуга и панцирь. Однако исследователь защитного вооружения Н. В. Гордеев предлагает различать их по способу крепления кольца — в кольчуге "на гвоздь", в панцире "на шип"**.
 
И кольчуга, и панцирь были непременной частью защитного вооружения знати. Д. Интсриано сообщил в конце XV в., что воины не расстаются со своим доспехом. "Они спят с так называемым ими панцирем, то есть кольчужной рубахой, под головой вместо подушки и с оружием наготове и, пробудившись внезапно, тотчас надевают на себя этот панцирь и оказываются сразу же вооруженными" /Интериано,49/. Э. Кемпфср через столетие замечал: "Знатнейшие люди страны носят теперь панцири, на которые они надевают шелковые кафтаны" /Ксмпфер, 117/. Как это нередко имело место в традиционном обществе, происхождение доспеха связывали с мифологическими сюжетами. Так, Потоцкий записал в 1798 г.: Те кольчуги, "которые делаются в настоящее время, не в слишком большом почете, но у них есть старинные, которым нет цены; считают, что их производили некие девственницы, которые сейчас исчезли и которых называли таххуты" /Потоцкий, 227/. Кольчуги продолжали цениться даже с распространением огнестрельного оружия; существовал даже особый способ проверки их прочности, описанный Г.-Ю. Клапротом: кольчугу "кладут на теленка и стреляют из пистолета. Как правило, пули не пробивают их, лишь теленок после этого слегка пошатывается". Клапрот же сообщал, что под кольчугой черкесы "носят на войне еще одежду на вате, от которой пули отскакивают еще лучше" /Клапрот,266/.Кольчуги, как и другие части защитного доспеха,в целом носили до середины XIX в., хотя в это время,в связи с широким распространением огнестрельного оружия, их защитные функции резко упали.
 
Согласно нашим источникам,кольчуги ввозились в Черкесию из Персии, Константинополя, Дагестана, Кубани, земельабхазов. Вместе с тем защитный доспех производили и в самой Черкссии. В 1595 г. шах Аббас, показывая русскому послу князю Андрею Звенигородскому развое оружие, сказал: "А пансыри добрые выходят к нам из Черкас" /Вессловский, 1899, 271/. В 1615г. кабардинский князь из Малой Кабарды Мудар Алкасов повез иранскому шаху Аббасу в дар пять иноходцев и "пансыри" /Кушсва, 103; Вилинбахов, 129/. В 1660-1662 гг. в Москву через Астрахань выписывали "черкас пансырного дела самых добрых мастеров да булатного сабельного дела сварщиков самых же добрых мастеров", а в Астрахани стремились наладить учение этому мастерству местных "ребят" и присланных из Оружейного Приказа •чосквы иноземных (литовских.— Э.А.) ребят" /КРО, I, 322—326/. Из документа 1662 г. известны имена двух черкесских мастеров панцирного дела, работавших в Астрахани, — Колюбата и Баду /КРО, 1,327/.
 
Таким образом, черкесские панцири, как и шлемы, не только производились на внутренний рынок, но и вывозились и вызывали одобрение таких искушенных обладателей прекрасного и в боевом, и в художественном отношении оружия, как шах Аббас, да и представители русского господствующего слоя не жалели Денег на дорогое оружие.
 
Так как техника изготовления кольчугповсеместнобыла почти одна и та же, то определить их происхождение довольно трудно. Подспорьем в этом могут являться только какие-нибудь дополнительные детали, например форма воротника
 
В Оружейной палате Московского Кремля хранятся шесть "черкасских панцырей"ХУПв. (Таквсеони значились в описи 1687 г.). Их исследовал Н. В. Гордеев. Согласно его описанию, черкесские панцири имеют, как правило, "кольцо железное, круглое, плоское, средней величины" /ОМОП, III, 2, 66—68/. Кольца имеют почти одинаковый размер по всему панцирю, их диаметр 10—11 мм, толщина проволоки от 1 до 2 мм.
 
 
 
 
 

 


Карта сайта