Рубим баксы

Рейтинг сайта

Пообщаемся

Tak.ru



Полезное

Обменник, обмен webmoney в Украине
загрузка...

Полезное 2

<
Защитное вооружение
Автор: Администратор   
20.12.2011 10:17

 

Дагестанский защитный доспех состоял из шлема, кольчуги,лат, брони. Читаем у Э. Челсби, побывавшего в Дагестане в 1666 г., о войске шамхала Тарковского: он "имел в своем распоряжении воинов отборных, преданных, в латах или в кольчугах, и все это были всадники на чистокровных арабских конях". О войске правителя Эндери он же писал: "А (в войске) том были двадцать тысяч пеших стрелков из ружей, в латах, кольчугах и шлемах, в стальных шишаках, защищающих голову, закованные в броню, называемую в Дагестане керюге, и в таклака" /Челеби, II, 112/. Обратим внимание, что даже пешие стрелки из ружей имеют в Дагестане защитный доспех. Э. Челеби перечисляет несколько видов защитных доспехов. Для головы — шлемы и шишаки. Исходя из турецких реалий этого времени, привычных для Э. Челеби, можно представить, что "стальной шишак" был закругленным по форме головы шлемом с шишечкой на макушке. Затылок и уши воина защищали подвижные стальные пластины, прикрепленные к нижнему ободу шишака, который имел также носовую стрелку дня защиты лица. 
 
Э. Челеби называет далее кольчугу, латы, броню, именуемую в Дагестане керюге, а также таклака —тоже какой-то вид доспеха. Трудно сказать, что имел в виду Э. Челеби под терминами латы, броня и таклака. Это мог быть защитный доспех иранского типа, составленный из четырех-пяти металлических скрепленных между собой досок, охватывающих верхнюю часть тела и пригнанных к нему; или защитный доспех турецкого типа, состоявший из круглой нагрудной доски, к которой кольцами прикреплены прямоугольные пластины, защищающие верхнюю часть груди; или доспех из пластин, соединенных между собой наложением пластин друг на друга. Так или иначе, но из рассказа Э.Челеби можно сделать вывод о наличии в Дагестане разнообразных типов доспехов.
 
При отъезде от шамхала все путешественники, в том числе и Челеби, среди прочих даров получили "роскошные панцири" /Челеби, II, 121/. И.-Г. Гербер (1728 г.) отмечал, что панцири носили многие воины, причем нередко защита груди воина панцирем сочеталась с употреблением лука и стрел, но довольно часто и огнестрельного оружия. Панцири входили в состав вооружения кумыков, аварцев, кубинцев, лезгин, табасаранцев /Гербер, 62, 64,65,68,69,71,86,104,108, 112,114/. И позже, в конце XVIII — начале XIX в., несмотря на большое распространение огнестрельного оружия, производился, а следовательно, бытовал защитный доспех.
 
Продолжали носить защитный доспех и во времена Кавказской войны. О нем упоминает ее участник генерал Фези (конец 1830-х годов): "Среди наших врагов многие носили кольчуги, защищающие от ружейных пуль" /Цит. по: Закс, 180/. О том же пишет генерал Костецкий, видавший их на горцах в боях под Аншельтойв1837г./Закс, 180/.
 
Наиболее известным центром производства защитного доспеха было селение Кубачи. У арабских авторов IX—X вв. это селение носило персидское наименование Зирех-геран, т. е. "делатели кольчуг", существовавшее еще до арабского завоевания в VII в. Арабский географ X в. Масуди сообщал о "царстве  по имени Зерскеран", поясняя, что его название происходит от персидского слова, означающего "мастера кольчуг" /См.: Караулов, 52/.
 
Путешественник XII в.  Абу Хамид ал-Гарнати писал: "Жители двух аулов, называемые зирехгеран', изготовляют все виды военного снаряжения: панцири, латы, шлемы, мечи, копья, луки, стрелы, кинжалы и различные виды медных изделий...жены их, дети их, дочери их, слуги и служанки их — все они заняты в производстве этих изделий, и нет у них обрабатываемых земель (пашен) и садов" /Цит. по: История Дагестана, 1, 177, 178/. Позднее аул получил тюркское название Кубачи, что также означает "делатели кольчуг". Э. Челеби, проезжая в 1666 г. через Кубачи, отметил "прекрасную, благоустроенную крепость Кюбечли" (или по другому списку "Кюбеджили", т. с. латных дел мастера) и пояснил: "Эта кре-пость принадлежит цеху латников" /Челеби, 11, 118/. В новое время указания на производство панцирей мы встречаем почти у всех, писавших о Кубачи между 20-ми годами XVIII в. и 30-ми годамиXIX в. И.-Г. Гербер отмечал: "У них делается оружие... панцири и проч." /Гербер, 75/.Я. Рсйнеггс (1779—1783) писал о кубачинцах: "Они также известные мастера, которые выделывают... панцири" /Цит. по: Шиллинг,24/. А. И. Ахвердов (1804 г.): "Мужчины занимаются деланием панцирей..." /Ахвердов, 216—217/. М. К. Ковалевский и И. Ф. Бларамберг (1831 г.) подтвердили эти сообщения: "Все жители суть ремесленники: мужчины делают панцири..." /Ковалевский и Бларамберг, 310/. В последний раз панцири упоминаются в числе производимого в Кубачи вооружения в 1831 г. Еще некоторое время у населения можно было видеть отдельные части доспеха. Так, Б.Дорн, находясь в Кубачив 1861г., скопировал со шлема арабскую надпись /Дорн, 64/. Д. Н. Анучин в 1882 г. видел в Кубачи у помощника старшины железные налокотники с
золотой насечкой /Анучин, 59/.
 
Изготовлялся защитный доспех и в других местностях Дагестана. По данным арабского космографа XIII в. ал-Казвини, жители рутульского селения Шиназ были искусны в изготовлении "панцирей разного рода и других видов оружия" /Цит. по: История Дагестана, I, 177/. Эвлия Челеби сообщал, что селение Чорз, расположенное на границе Дсмиркапу и принадлежащее одному из правителей Дагестана, Михал-шаху, "состоит из 500 домов, население в большинстве своем дагестанские кумыки. Они куют хорошие кольчуги". А сама крепость Демиркапу насчитывала 1000 домов, "населениев основном занято ремеслами и зарабатывает на жизнь шелководством. Многие из кумыкского народа куют красивые кольчуги" /Челеби, III,170, 175/.
 
Таким образом, в Дагестане, согласно письменным источникам, существовало защитное вооружение и его производство, постепенно сошедшее на нет в связи с развитием огнестрельного оружия.
 
В музейных коллекциях сохранилось немного экземпляров дагестанского защитного вооружения. Следует иметь в виду, что для атрибуции кольчуг необходимо, чтобы они имели какие-либо специфические дополнения, например бляшки с именами мастеров и названием местности. С уверенностью можно говорить о дагестанском происхождении лишь нескольких шлемов — мисюрок, украшенных дагестанским растительным орнаментом.
 
 
 


Карта сайта